Автор: Малоv Фильмоскоп

Китай, 1964-й год. Французский дипломат Рене Галлимар слушает в Пекине оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», в которой японская женщина влюбляется в американца, а когда тот бросает ее, кончает жизнь самоубийством. В последствии Гиллимар знакомится с томной восточной красавицей Сонг Ли Лин, как раз исполнявшей оперные партии Баттерфляй, и влюбляется в нее.
Китай, 1964-й год. Французский дипломат Рене Галлимар слушает в Пекине оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», в которой японская женщина влюбляется в американца, а когда тот бросает ее, кончает жизнь самоубийством. В последствии Гиллимар знакомится с томной восточной красавицей Сонг Ли Лин, как раз исполнявшей оперные партии Баттерфляй, и влюбляется в нее.
История его роковой и гибельной страсти к загадочной китаянке длится на протяжении двух десятков лет. Но опьяненный чувством, Галлимар не замечает, что в реальной жизни его возлюбленная оказалась шпионкой. И ладно бы просто шпионкой, так ведь еще и мужчиной…
В 1991-м, когда Кроненберг экранизировал культовую книжицу битников «Голый завтрак», Роман Виктюк поставил в России скандальный спектакль «М. Баттерфляй» по пьесе драматурга Дэвида Хенри Хвана, к тому времени уже отмеченной рядом престижных наград и ставшей сакральной вещицей для обширной гейской диаспоры. Через два года Кроненберг также обратился к этой истории, якобы основанной на реальных событиях, случившихся с французским разведчиком, осужденным за шпионаж в 1986-м году.
Мастер нетривиальных ужасов и психофизиологических аномалий решил повернуться лицом к народу и вообще отказался в этом проекте от использования своего привычного хоррор-арсенала. Вместо этого Кроненберг показал страсть как очередную разновидность мутации, при которой ни тело, ни пол уже не имеют никакого принципиального значения.
Джереми Айронс, самый элегантный невротик мирового кино 1990-х, отмеченный клеймом истинно английского джентльмена, вполне убедительно справляется здесь с ролью дезориентированного француза. Сыгравший у Кроннеберга в «Связанных насмерть» (1988) роли братьев-близнецов, которые пудрили мозги общей любовнице, он на этот раз сам оказался в роли обманутого персонажа — жертвы собственного чувства, которое, как известно, часто бывает слепо. Как и в предыдущей работе, ленте «Ущерб» (1992) Луи Маля, герой Айронса вновь рушит свою карьеру во имя любви.
И все-таки на этот раз фильм главным образом держится на мастерстве китайского актера Джона Лоуна. Лоун с десяти лет учился в гонконгской Академии Пекинской оперы, где занимался танцем, пением, акробатикой и изучал боевые искусства. В 18 лет он отправился в США и довольно быстро нашел себе небольшие роли на телевидении и в кино. Но относительная популярность пришла к Лоуну только в 1985-м после выхода «Года дракона». А еще через два года он сыграл главную роль в «Последнем императоре» у Бернардо Бертолуччи, после чего, что называется, проснулся знаменитым.
И все же, несмотря на впечатляющие актерские работы, данный фильм оставляет двойственное ощущение: вроде бы еще свежо предание, да вот верится в него с трудом. В отличие от многочисленных сценических (где условность совершенно иного рода) воплощений пьесы (в том числе и на Бродвее), версия Кроннеберга как-то не очень убеждает. Все же более реалистичная природа кино невольно разоблачает почти сказочный замысел: до конца невозможно поверить, что Галлимар за 20 лет так и не распознал в женщине мужчину.