Автор: К. Тарханова Фильм.ру
Венгр Иштван Сабо американизировал роман англичанина Сомерсета Моэма "Театр", что вполне в духе тенденций глобализма со всеми его достоинствами и недостатками. Все выглядит дорого, гарантирует качество и проповедует единственную реальность. Объективную. Англия 38-го года просто сошла с картинки — машинки, особнячки, мебелишка что надо, чудные загородные поместья с кустом ракиты над рекой, мы на лодочке катались. В общем, объективно в этой реальности хочется жить и носить красивые платья, и это "английский" вклад в постановку. Иштван Сабо прекрасно, как всегда, работает с актерами, очень точно подобрав состав и сплотив разных звезд в ансамбль, и это "венгерский" вклад в постановку. Но вот с кем в тех поместьях пришлось бы жить и что играют актеры — к сожалению, "американский" вклад. Он портит не все, но многое.
Ставший, пожалуй, культовым более двадцати лет назад советский телевизионный "Театр" (1978) Яна Стрейча, увы, по сей день более современен. Сделанный за копейки в убогих декорациях с сомнительными костюмами и всем своим видом напоминающий пионерлагерную самодеятельность, он, тем не менее, намечал визуальный аналог словесной моэмовской условности. Вия Артмане все чувства и слова подавала с иронией и вообще только комментировала, не "хлопотала лицом". И в Калныньша она не влюблялась, хотя было понятно, за что его любая выберет. И сын, и муж, и служанка, и мама с подружками, и Эвис Крайтон с подружкой, представленные сквозь призму ее комментария, могли сколько угодно наигрывать и не быть идиотами — только казаться. Все потому, что Джулия Ламберт была у Яна Стрейча, при всех его огрехах, по-настоящему умная, и это единственное, что важно.
Джулия Ламберт в исполнении Аннетт Бенинг ("Красота по-американски" /American Beauty/ (1999)) ничего не комментирует, в роскошных костюмах и дорогих интерьерах она как бы по-настоящему живет. "Живет" во всем, вплоть до возраста. Вообще-то Бенинг 46 лет, а на экране — на десяток больше. Что ж, это смело и похвально, актриса неплохая, ей не вопрос сыграть по-настоящему влюбленность в Тома Феннела, ревность к Эвис Крайтон и сам тот факт, что Джулия Ламберт всегда играет. Но только для чего? Зачем Бенинг будет всерьез рыдать о любовнике и всерьез разбираться с сыном, потерявшим сексуальную невинность, зачем с мужем трогательная, чисто американская сцена "настоящих" семейных ценностей? Чтобы всей этой "жизнью" решительно ликвидировать глобальную моэмовскую иронию, оставив от нее "настоящие" клочки? А на что же тогда смотреть? На то, как замечательно Аннетт Бенинг сыграла глупую и неталантливую Джулию Ламберт?
Том Феннел в исполнении новичка Шона Эванса — не просто полный ноль, он даже собою не хорош. Маленький, хиленький, вполне противненький. Влюбленность в него уже выдает обыкновенную климактеричную самку, лишь бы хапнуть, а дальнейшие переживания — просто дуру набитую, лишь бы собою полюбоваться. Эвис Крайтон опять же вполне натурально сыграна Люси Панч, и весь гротеск остался только в чихании. Есть там такой "актерский" момент. Но представьте, когда одна чихает натурально, а другая "побеждает" ее тем, что тоже чихает, только чаще — какая актриса лучше? К тому же "американизированный" вариант позволил себе недопустимую вольность. В реальной жизни одна свидетельница рассказывала как-то, что перед разводом Михаил Ефремов и Евгения Добровольская выясняли отношения прямо на мхатовской сцене, перевирая текст, и это был скандал и больше ничего. Так вот на сей раз "победа" Джулии Ламберт обеспечена как раз такой простой и реальной подлостью — переврав финал новой пьесы, она прямо на сцене выясняет отношения с молоденькой соперницей. Это скандал и больше ничего, но ей за это почему-то аплодируют. Единственный возможный вывод — Джулия ничем, собственно, не отличается от соперницы.
У Яна Стрейча в полной отстраненности исполнителей от происходящего был образ театра. Фильм был про актерство как 99% мира, но хороший актер — кто хоть на 1% умнее. У Иштвана Сабо вышло, что даже Джереми Айронс, очень хороший актер, все равно играет только Гунара Цилинского. Его фильм получился скучный.